Фильм для никого: «После наступления темноты, моя дорогая»


Кевин «Малыш» Коллинз (Джейсон Патрик), некогда перспективный боксер, а ныне бродяга и бывший пациент клиник для душевнобольных, коротает время в компании выпивки и мыслей о днях былой славы. Именно за этим занятием его и застает Фэй Андерсон (Рэйчел Уорд), которая с пониманием относится к проблемам молодого человека и дает кров в обмен на помощь с восстановлением заброшенного поместья ее покойного мужа. Но на самом деле ее планы куда коварнее, что становится понятно с появлением третьей стороны — бывшего полицейского, представившегося как Дядя Бад (Брюс Дерн). Воспользовавшись смятением Кевина, страдающего от проблем с психикой и легко поддающегося чужому влиянию, Фэй и Бад вынуждают его участвовать в похищении сына некоего богача. Но с самого начала все идет не по плану.

У Джеймса Фоули могла сложиться блестящая карьера. У него за плечами уже были номинация на «Золотого медведя» за триллер «В упор», сотрудничество с Дэвидом Мэметом, Дэвидом Линчем и Аль Пачино, но стоило сделать пару уступок большому коммерческому кино, как все обернулось званием постановщика грядущих сиквелов «Пятидесяти оттенков серого». Но вернемся в 90-й год, когда вышел один из самых скромных и при этом известных фильмов в его карьере — неонуар «После наступления темноты, моя дорогая». Проигнорированный зрителями и как следствие провалившийся в прокате, фильм привел в восторг череду авторитетных кинокритиков; некоторые из них не забыли поместить его в итоговые списки лучшего за год наряду с «Танцами с волками» и «Славными парнями».

Их можно понять, ведь Фоули мастерски обыгрывает жанровые клише. Предлагая проверенную временем схему «герой поневоле, загадочная красотка, сигареты и выпивка, простое дельце с очевидной выгодой», он намеренно вводит зрителя в заблуждение, подкупая атмосферой знойного захолустья, колкими диалогами и подчеркнутой наивностью главного героя, ввязавшегося в смертельно опасную авантюру. Но не стоит обманываться: очень скоро неонуар становится напряженным психологическим триллером на троих, а Фоули показывает героев, казалось бы таких простых и незатейливых, с новой и неожиданной стороны, переворачивая все с ног на голову, заставляя вжаться в кресло, ожидая неизменно эффектную развязку. Но, конечно, не только сценарий и мастерская режиссура делают этот фильм настолько запоминающимся. Джейсон Патрик — вот главная удача. Он выжимает из образа Кевина все соки, создавая отталкивающего и вместе с тем завораживающего героя. В его игре проработаны все нюансы, начиная от внешнего вида и заканчивая характером — обманчиво простым, как и все в этом замечательном фильме.

Андрей Яковлев


comments powered by Disqus