«Повесть о любви и тьме»: Какая боль, какая боль

Катя Карслиди,

Режиссерский дебют Натали Портман «Повесть о любви и тьме» основан на одноименных мемуарах израильского журналиста и писателя Амоса Оза. Действие разворачивается в 1948 году во время признания Израиля независимым государством. Эти тяжелые события пришлись как раз на детство писателя, поэтому на происходящее мы смотрим глазами юного Амоса, в то время как сама история исходит из уст уже пожилого писателя.

Книга была пропущена через романтизированный взгляд Натали Портман и полностью растеряла свою суть, добравшись до экрана. В целом у материала богатый драматический потенциал, но остроумные метафоры и аллегории, которые автор использовал в произведении, совершенно не считываются при просмотре фильма, хотя в некоторых эпизодах текст первоисточника использован практически дословно. Сравнивать книгу и кино — дело заведомо гиблое, но проблема в том, что, не прочитав оригинальное произведение, будет очень сложно понять, что происходит на экране и в голове у матери главного героя.

Натали взвалила на себя слишком тяжкий груз для полнометражного режиссерского дебюта. Работа оказалась сложной не только в плане постановки, но и в передаче уникального языка автора, который она безуспешно пыталась перенести на большой экран. О том, как у Портман болит душа за весь еврейский народ, зритель, может, и почувствует, если сможет досидеть до конца фильма. Скомканный сюжет и, простите, «ванильный» стиль повествования превращают картину в настоящий аттракцион выносливости. В Голливуде вообще прослеживается определенный тренд у некоторых актеров: снимать фильмы, выкручивая пафос диалогов на полную мощность и превращая тем самым рассказ в один большой статус из «Одноклассников» (пользуясь случаем, передаем привет Шону Пенну). Визуальная составляющая ленты тоже подкачала: при попытке добавить изображению винтажности создатели использовали режущий глаз фильтр, своим тоном напоминающий Hefe, которым вы могли пользоваться в Instagram года 4 назад.

Единственный плюс картины — работа Портман как актрисы. В этой области у Натали проблем никаких с детства не было, но, увы, одним только сносным перформансом сыт не будешь.

Страсть Портман к режиссуре можно и поощрить — её любовь к ремеслу чувствуется, невзирая на все огрехи и сюжетные неровности. Возможно, актриса и доведет свои способности постановщика до совершенства, если не будет пытаться прыгнуть выше головы и брать материал, который ей не по зубам.

Катерина Карслиди