Какими фильмами мы запомним 2016 год

Катя Карслиди,

Год подошел к концу, но из-за расхождения в релизных таблицах с разными странами мы не успели посмотреть достаточно фильмов, чтобы подвести итоги года. В середине января мы назовём лучшие работы 2016 года, а пока что каждый редактор выбрал по одной картине, которая больше всего запомнилась в уходящем году:

Патерсон / Paterson
США
Режиссёр: Джим Джармуш

Фильм завораживает своей искренностью и простотой, и насквозь пропитан любовью к поэзии (в частности к стихам Уильяма Карлоса Уильямса). Сама картина воплощает собой симфонию города, Джармуш показывает его красоту в каждом уголке, описывает её в диалогах пассажиров автобуса и поэмах Патерсона. Режиссёр фокусируется на деталях, обращая наше внимание на разные, казалось бы, мелочи, после чего главный герой собирает их в одну неповторимую композицию в стихах. После такого опыта хочется навсегда вычеркнуть слово «заурядность» из своего словаря. «Патерсон» мотивирует начать жить сегодняшним днём, не зацикливаясь на завтрашних проблемах, и научиться находить красоту во всём. Наверное, в этом и кроется секрет счастья главных героев.

Катерина Карслиди


Кристин / Christine
США, Великобритания
Режиссер: Антонио Кампос

История Кристин Чаббак, 29-летней телеведущей, пустившей себе пулю в лоб в прямом эфире, кажется, олицетворяет этот год: непомерные амбиции в начале, дичайшая нестабильность в середине и апофеоз отчаяния в конце. Антонио Кампос, пройдя через жернова «официального» байопика, хоть и растерял приличную долю радикальности (вспомните, какую безумную тревогу провоцировал его «Выпускной»), но держать в напряжении явно не разучился — от того, что концовка известна заранее не только не становится менее интересно, наоборот, под финал все нервы просятся на выход. В общем, все так, как пелось в одной песне группы «Барто»: игра с предчувствием беды и свечи все за упокой.

Мария Ремига


Приходит дракон / A Dragon Arrives
Иран
Режиссер: Мани Хагиги

Как мы знаем, иранцы отлично снимают кино, умудряясь обойти строгую цензуру Тегерана, а каждый иранский фильм в прокате — настоящее событие. Прекрасный тому пример — картина «Приходит дракон» выдержанная в едином, выверенном стиле, местами напоминающая триллер, а местами — детектив с вкраплениями мокьюментари, которой практически удалось остаться незамеченной. Расследование таинственного преступления превращается в невероятно эффектную историю с живописной сценографией и саундтреком со славу электронной музыке. Визуально и эстетически фильм настолько захватывает, что заставляет почувствовать себя уязвимым в этой красоте пустыни, стать жертвой мифического дракона. Такое множество акцентов, расставленных иранскими синефилами может как восхищать, так и раздражать, но в претенциозности картину не обвинить.

Дарья Житкова


Колыбельная скорбной тайне / Hele sa hiwagang hapis
Филиппины
Режиссер: Лав Диас

Фильм мечты гениального Лава Диаса, который он собирался снять около двадцати лет. Как водится, это восьмичасовое полотно об истории Филиппин начала XX-го века. Режиссер объединяет реальных исторических персонажей вместе с героями знаковых книг расстрелянного испанцами Хосе Рисаля на одном пространстве, создавая запредельный уровень погружения и — о чудо — успевая заворожить даже неподготовленного. А итоговая мысль о том, что память о прошлом — лучшее средство от его повторения, резонирует особенно мощно в этом году.

Сергей Кощеев


Сьераневада / Sieranevada
Румыния
Режиссер: Кристи Пую

Кристи Пую обошли вниманием все возможные премии, хотя его новая картина — одна из сильнейших в последнем конкурсе Канн. То ли хронометраж помешал критикам оценить фильм по достоинству, то ли постсоветский менталитет оказался слишком чужеродным, но все, словно в насмешку, отметили земляка Пую — Кристиана Мунджиу, который снял хорошее, но далеко не такое сильное и технически изобретательное кино «Выпускной». Будет просто обидно, если «Сьераневада» пройдет еще и мимо зрителя. Для русского человека этот фильм — и приговор, и противоядие: все наши чудаковатые поверья, застарелые проблемы, ярое противопоставление своего чужому и парадоксальная сила семейных традиций — все собралось в пределах одной семьи и одной квартиры. Пую вовсе не надо менять локации, чтобы не дать зрителю заскучать в течение трех часов. «Сьераневада» — это как сеанс у психотерапевта и уникальный опыт погружения в происходящее на экране. Благодаря операторскому решению так сразу и не поймешь: зритель ты или член семьи, а может и вовсе покойник.

Анастасия Муяссарова


Франц / Frantz
Франция, Германия
Режиссер: Франсуа Озон

Вчерашний провокатор Франсуа Озон вернулся в этом году с черно-белым «Францем» — антивоенным фильмом о немке, влюбившейся во француза после Первой Мировой войны. Режиссер выдал чувственную мелодраму, внезапно переходящую в напряженный детектив, о потерянном поколении и последствиях войны на примере немецкого общества 1919 года.
«Франц» — редкое кино об искусстве и спасении через ложь и любовь, самые эмоциональные и неудобные моменты которого разрывают душу, но остаются со зрителем после просмотра. В этом году таких фильмов было не так много, оттого и хочется ценить «Франца» сильнее.

Алихан Исрапилов