Каннский кинофестиваль 2017: «120 ударов в минуту»

120 ударов в минуту / 120 Beats Per Minute
Режиссер: Робен Кампийо
В главных ролях: Науэль Перес Бискаярт, Арно Валуа, Адель Энель

Париж, 90-е. СПИД уже давно перестал быть болезнью маргиналов. Главный герой Натан решает вступить в активистскую организацию Act Up Paris, которая пытается привлечь общественное внимание к проблеме стремительного распространения ВИЧ-эпидемии и заставить правительство принять хоть какие-то меры. Их методы достаточно радикальны, но у членов движения нет времени ждать — почти все участники организации ВИЧ-инфицированы.

Режиссер Робен Кампийо по большей части известен как постоянный сценарист Лорана Канте, который также привез на фестиваль свой фильм «Мастерская», но удостоился чести участвовать только в секции «Особый взгляд». Социальные темы Робена интересовали и раньше — предыдущая его картина «Мальчики с Востока», взявшая «Венецианские горизонты», поднимает вопрос подростковой проституции среди мигрантов из бывших стран СНГ.

В каком-то роде «120 ударов в минуту» можно назвать байопиком, в центре которого не отдельно взятая личность, а целая общественная организация. Все события в фильме крутятся вокруг Act Up Paris, и за ее пределами больше половины повествования герои не существуют, поначалу нам даже отказываются называть их профессии — это неважно. Вместе с тем у фильма человеческое лицо: именно во взаимоотношениях персонажей кроется нерв картины. Ежедневная рутина организации и непрерывная борьба за жизнь были бы невыносимы (как для героев, так и для зрителей) без любви, дружбы и ненависти. Когда к любому из этих понятий добавляется перспектива скорой смерти, появляется большой простор для эмоционального шантажа. Не то чтобы Кампийо совсем обходится без этого инструмента, но достаёт его редко. Самые трогательные моменты фильма проговариваются шёпотом, отводят от зрителя глаза. ВИЧ здесь выступает и трагедией отдельно взятых людей, и бичом всего поколения.

Режиссура в фильме на очень высоком уровне, громоздкий хронометраж практически не ощущается. Кампийо чередует сцены, полные накала, вроде споров в центре организации, с тихими и интимными эпизодами, когда герои делятся своими чувствами.

Отдать Робену Кампийо главный приз Канн было бы скучным и безопасным вариантом — фестивали любят награждать за важные темы, даже если сами высказывания преподнесены в старой обёртке. Но учитывая общий слабый уровень конкурсной программы, отметить «120 ударов в минуту» — не такое уж плохое решение.

Анастасия Муяссарова